Сайт педагога-психолога Даниловой Елены Викторовны
Среда, 24.10.2018, 07:42
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский отдел образования
  • НПК "Образование: вчера, сегодня, завтра"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Психологам

    Коррекционные и развивающие занятия. Мышление. Речь.

     

    Рекомендации.

    ·         Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить. Включайте в занятия задания на:

    ·         сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

    ·         классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

    ·         нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

    ·         складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

    ·         осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

    ·         задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

    ·         Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

    ·         Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними почитанные книжки, анализируя поведения людей.

    В целях развития речи:

    ·         после чтения текста просите детей пересказать , ответить на вопросы, задать свои;

    ·         развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

    ·         упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

    ·         учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

    Коррекционные и развивающие занятия. Память. Рекомендации

    ·         При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесные объяснения с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

    ·         К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

    ·         Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

    ·         анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

    ·         осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

    ·         классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

    ·         устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

    ·         Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие. 

        

    Профилактика синдрома эмоционального выгорания

     

    1. Регулярный отдых, баланс работа - досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

    2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.п.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

    3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшим, необходимо спать в среднем, 7-8 часов. Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

    4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др.

    5. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например: по 5 минут каждый час), которые более эффективные, чем редкие и длительные.

    6. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам.

    7. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке.

    8. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), т.к. кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через 3 недели после постепенного сокращения потребления кофеина отмечается снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

    9. Делегирование ответственности - разделение ответственности за результат деятельности с клиентами, студентами, пациентами. Выработка умения говорить «нет». Люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».

    10. Наличие хобби (спорт, культура, природа), т.е. интересы вне работы, позволяющие снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

    11. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения, действия по изменению стрессогенной ситуации. 

    Рекомендации по управлению вниманием

    Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность.

    Люди различаются степенью развития этого свойства, крайний случай часто называют невнимательностью.

    В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь.

    Другой тип невнимательности определяется высокой' интенсивностью и трудной переключаемостью внимания.

    Третий вид невнимательности — результат переутомления. Этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

    Формирование внимательности, которое начинается еще в детском возрасте, заключается в управлении вниманием в процессе трудовой деятельности. Поддержание устойчивого внимания зависит от ряда условий: осознание значимости выполняемой деятельности и чувство ответственности за выполняемую работу. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности, привычные условия работы. Большую роль в стимуляции внимания играют интересы. С развитием интереса создается устойчивое внимание. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет человек, может и не вызывать у него непосредственного интереса, но у него может существовать устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как  к средству достижения желаемой цели. Создание благоприятный условий для выполнения деятельности, то есть исключение отрицательно действующих раздражителей. Объемы распределения внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы. Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств человека. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключений».

    Психологические упражнения по развитию внимания

    Развить внимание можно с помощью следующих психологических упражнений:

    1. "Игры, индейцев" для развития объема внимания: - двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.

    2. "Печатная машинка" - это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны "выступать" его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя - вторая буква, хлопок ученика и т. д.

    3. "Кто быстрее?" Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например "о" или "е". Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше величина эти,' показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

    Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую - горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

    Цель такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизма       действий,       подчиненных      определенной,       четко осознаваемой  цели.  Время заданий  варьируется  в зависимости от  возраста (мл. школьники - до 15мин., подростки - до 30мин.).

           "Корректура".    Ведущий    пишет    на   листе    бумаги    несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах.

    Человеку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные, ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

        

    Рекомендации при проведении кор. и развивающих занятий

     

    Внимание

    ·         В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

    ·         Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

    ·         Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

    ·         Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

    ·         Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

    ·         Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

    ·         Предлагайте детям:

    ·         повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

    ·          неоконченные фразы, которые нужно закончить;

    ·         вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

    ·         Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

    ·         На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

    ·         Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

     

     

     Методика «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей подростка»

    Шкалы: материальные потребности, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении

    Инструкция к тесту
    Сначала сравните приведенные ниже (поочередно) утверждения, а затем каждый результат впишите в колонку таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную пустую клеточку первой колонки впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

    Тестовый материал
    Вслух проговорите фразу «Я хочу…» применительно к каждому утверждению:

    1. Добиться признания и уважения.

    2. Иметь теплые отношения с людьми.

    3. Обеспечить себе будущее.

    4. Зарабатывать на жизнь.

    5. Иметь хороших собеседников.

    6. Упрочить свое положение.

    7. Развивать свои силы и способности.

    8. Обеспечить себе материальный комфорт.

    9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

    10.Избегать неприятностей.

    11. Стремиться к новому и неизведанному.

    12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.

    13. Покупать хорошие вещи.

    14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

    15. Быть понятым другими.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:

    материальные потребности: 4, 8, 13;

    потребности в безопасности: 3, 6, 10;

    социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

    потребности в признании: 1, 9, 12;

    потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

    Закончив работу, определите количество баллов (то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

    Для определения степени удовлетворенности пяти типов главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.

    Личностные и групповые результаты изучения базовых потребностей–мотиваторов можно представить в форме графических профилей.

    42 Зона неудовлетворенности

    28 Зона частичной удовлетворенности

    14 Зона удовлетворенности

     

    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2018