Изучение индивидуальных интересов и склонностей в выборе профессии.
Рекомендации родителям по профориентации
Рекомендации ученикам по профориентации
Консультация родителей "Вместе в будущее"
В рамах предпрофильной подготовки и профильного обучения проведён опрос учащихся 9 и 11 классов. Цель анкетирования — изучение профессионального самоопределения выпускников школы, выявление трудностей в выборе.
Учащиеся выбирают профессии:
- военный, полицейский, музыкант, врач, спасатель, художник, дизайнер, актёр, переводчик, хореограф, лаборант аналитического контроля качества химических соединений, журналист, стоматолог, повар.
Избегаемые профессии:
- юрист, врач, учитель, повар, кондитер, менеджер, психолог.
9 класс: Сделали первичный выбор — 28 человек
не сделали — 7 , затрудняются — 7 человек.
11 класс: Сделали выбор будущей профессии — 23 человек
не сделали — 1 , затрудняются 3 человек.
Учащимся рекомендовано пройти тестирование на определение своих профессиональных интересов, склонностей, изучить современный мир профессий, рынок труда, востребованность профессий в Новосергиевском районе, Оренбургской области и в России.
План профориентационной работы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Единый день профориентации. |
Сентябрь |
Психолог, кл.руководители |
2 |
Участие в районной профориентационной акции «Выпускник – 2019». |
сентябрь - март |
Психолог, соц.педагог, кл.руководители |
3 |
Анкетирование учащихся 9, 11 классов "Мой выбор. |
Октябрь |
Психолог |
4 |
Профтестирование учащихся 8-11 классов. |
В течение года |
Психолог |
5 |
Участие учащихся в районных профориентационных конкурсах «Моя профессиональная "Достойный труд земляков», районном конкурсе сочинений «Моя трудовая династия», «Я выбираю профессию», конкурсе рисунков "Моя будущая профессия". |
Ноябрь - апрель |
Психолог |
6 |
Проведение экскурсий для учащихся 9 и 11 классов на предприятия района: Новосергиевская дистанция пути, Сбербанк, налоговая инспекция, Западные электросети. |
по согласованию с предприятиями |
Психолог, кл.руководители |
7 |
Элективные курсы (в рамках предпрофильной подготовки) в 9-х классах «Мир профессий», «Я в мире профессий». |
В течение года |
Психолог |
8 |
Проведение тематических родительских собраний, встреч учащихся с представителями профессиональных учебных заведений, предприятий района и области, инспекторами ЦЗН. |
В течение года |
Психолог |
9 |
Индивидуальные консультации учащихся, родителей, учителей по узким вопросам. |
По запросу |
Психолог |
Я выбираю профессию.
Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь свои интересы, склонности, способности, желания, семейные традиции. Правильно выбранная профессия - успех в будущем!
Собирая информацию о профессиональных учебных заведениях, следует получить ответы на следующие вопросы.
· К какому типу относится учебное заведение? Это - профессиональный лицей, колледж, институт, университет, академия?
· Является ли учебное заведение государственным или негосударственным? Имеет ли учебное заведение государственную аккредитацию?
· По каким специальностям осуществляется профессиональная подготовка? Какова продолжительность обучения? Содержание учебных программ, преподавательский состав, нужно ли платить за обучение?
· Каковы предоставляемые формы обучения: дневная, вечерняя, заочная, экстернат?
· Какие требования предъявляются к поступающим? Есть ли ограничения по полу по возрасту, образованию, состоянию здоровья, способностям?
· Каков порядок приема в учебное заведение? Какие документы нужно предоставлять? Какие вступительные экзамены необходимо сдавать?
· Содействуют ли трудоустройству выпускников, есть ли база для прохождения практики и т. д.
Родителям необходимо понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку.
· Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
· Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
· Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
· Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете, и что надо в данных обстоятельствах.
· Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
· Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
· Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
· Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
· Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
· Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
· Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
· Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
· Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери, и насколько такое влияние оказывается положительным.
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.
Мир профессий.
В мире очень много профессий. Все они поделены на группы. По классификации профессий Е.Климова профессии объединены в пять групп по предмету труда. Это человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знак, человек – художественный образ.
Каждая профессия предъявляет определённые требования к человеку, требует от него определённых качеств. Рассмотрим эти требования. Внимание на экран.
Человек - человек: хорошая память, потребность в общении, терпение, так, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, оптимистичное настроение, выдержка.
Человек – техника: практическое мышление, творчество, координация движений, точность, выдержка, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность.
Человек – знак: устойчивое внимание, абстрактное мышление, уравновешенность, сосредоточенность, усидчивость, грамотность
Человек – природа: наблюдательность, уверенность, уравновешенность, инициативность, самостоятельность, дальновидность.
Человек – искусство: способности к искусству, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.