Сайт педагога-психолога Даниловой Елены Викторовны
Пятница, 19.04.2024, 22:48
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский отдел образования
  • НПК "Образование: вчера, сегодня, завтра"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Работа с родителями

    Памятка родителям о воспитании детей.

     

    Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

    1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

    2. Принимайте ребенка таким, как он есть — со всеми его достоинствами и недостатками.

    3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

    4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

    5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

    6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

    7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

    8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

    9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

    10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

    11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

     

    Конечно, следовать всем правилам этой памятки сложно, да и идеальных родителей я, честно говоря, не встречала. Но вам и не нужно быть идеальным, вполне достаточно быть просто хорошей мамой или замечательным папой.

    И тогда, я надеюсь, многие школьные проблемы обойдут стороной вашего ребенка.

    «Роль семьи в воспитании младшего школьника»

    ( из материалов к родительскому собранию «Семья и ребёнок. Особенности взаимоотношений)

    С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

             Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации.

            Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

     

    Как стать другом своему ребенку?

     

    Отец и мать — те образцы, на которые равняется ребенок. Родители дороги ребенку. Он испытывает немало тяжелых переживаний, когда родным плохо, кто-то болеет или ссорится.

    Взрослые в общении с детьми могут занимать разные позиции.

    Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.

             Другая позиция - дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. В то же время родитель остается старшим, опытным, ответственным за жизнь, дела, развитие своего чада. Как  то и другое можно сочетать в отношениях с детьми, как стать для них источником  опыта, который они принимают добровольно? Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.

    Важно также демонстрировать свое доверие к детям. Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

    Основы дружбы с родителями зарождаются из доверия ребенка к взрослому, понимания последним детских переживаний, мыслей, устремлений, из умения взрослых поставить себя на место ребенка.

     

    Литература:

    1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников //Начальная школа. – 2005. - №11,
    2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
    3. Острогорская В.Я. Работа с родителями в начальных классах// Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 

      Родители и дети. Воспитание и судьба ребёнка.

       

      «Если тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой – забудь это и прости. И если ты прежде не испытал этого, ты узнаешь новую радость – прощать».

                                                                                                        Л. Толстой                 

       

               Влияние  родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.           Обязанность родителей растить и воспитывать своих детей, заботится об их будущем, не нанося вред их здоровью.  Но бывают и такие семьи, где ребёнок сталкивается с безразличием, а порой с жестокостью по отношению к себе со стороны родителей. Ставшие нередкими случаи, когда ребёнок становится жертвой или находится перед угрозой жестокого отношения к себе со стороны  собственных родителей, вселяют тревогу и беспокойство. В результате жестокого отношения у детей появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребёнка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечёт за собой другие тяжёлые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. Ведь в таких семьях дети не имеют опыта хороших, дружеских взаимоотношений и в результате затрудняются, став сами родителями, найти правильные приёмы и методы воспитания своих детей.

               Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.

             Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение.

              Какова эмоциональная реакция детей на насилие или жесткость?

              Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

             Возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребёнка можно ожидать вспышки агрессивности.

             Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может  быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.

            Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелем насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применявший насилие может отказаться от него, либо причинит ему вред, либо будет вымещать на нём зло.

            Стыд. Дети, особенно подростки стыдятся того, что они были подвергнуты жестокому обращению.

            Неуверенность в будущем. Дети думают, что жизнь будет непредсказуема и в дальнейшем и с ними обязательно могут повториться все неприятности.

               Следует помнить, что жестокость в эмоциональной сфере может нанести такой же вред, как и физическое насилие. Родители наносят долго не заживающие душевные раны своему ребенку, когда они постоянно им пренебрегают, уничижают, запугивают или терроризируют его.

               Родителям следует научиться сдерживать у себя порывы жестокости в обращении со своими детьми. Вот некоторые рекомендации тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка:

      — Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

      — Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

      — Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

      — Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

      — Принять душ.

      — Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

      — Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

            Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от

      того, что мы туда кладём. Требования, которые предъявляют взрослые,

      должны быть наполнены любовью и надеждой. Родителям следует научиться

      слушать своего ребёнка в радости и в горести и помнить, что от

      повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я - хороший».

       

                                                                      Данилова Е.В. педагог-психолог НСОШ №3

       

     

    Тренинговое занятие с родителями первоклассников

    «Помогая себе, помогаю своему ребёнку».

     

    Данилова Е.В., педагог-психолог

     

    Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей, находящихся в состоянии дезадаптации в первом классе школы, формирование положительных установок в сознании родителей.

    Задачи: 

    1.Реконструкция родительско-детских взаимоотношений.
    2.Гармонизация межличностных отношений между родителем и ребёнком.
    3.Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей дезадаптированных детей.
    4.Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.



    Ход занятия

    1.Разминка
    Этот этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе.

     Психогимнастическое упражнение на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

    Здравствуй друг ( здоровуются за руки друг с другом)

    Как ты тут ( прикасаются к плечу друг друга)

    Где ты был ( дёргают за ухо друг друга)

    Я так ждал ( прикладывают руки к сердцу)

    Ты пришёл ( разводят руки в стороны)

    Я так рад ( делают жест «Всё в порядке»)

     

    2. Основная часть
    Этот этап занятия полностью нацелен на осмысление жизненных позиций и
    мировоззренческих установок родителей.

    Дискуссия « Я  и мой ребёнок-первоклассник»

    Проигрывание конфликтных ситуаций и обсуждение их.
    Тематический опросник « Конфликтен ли я?»
    Работа по рисункам детей «Моя семья» ( проективная методика)

     

    4. Музыкальная релаксация
    Под отрывки из музыкальных произведений психологом читается текст, который позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения.

     

    5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
    Домашнее задание - проанализировать свою жизненную ситуацию.

     

     

     

     

    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024