сокращенный вариант
Возраст: Подростковый
Тип теста: Вербальный
Вопросов: 98/сокращенный
вариант – 50 вопросов.
Назначение теста:
Предлагаемая методика диагностики склонности к
отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным
тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности)
подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник
представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал,
направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм
отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на
социально желательные ответы испытуемых. Методика содержит мужской и женский
вариант.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную.
Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания
комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных
и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения
предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию,
оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции
результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки
испытуемого на социально-желательные ответы.
Описание шкал и их
интерпретация
1. Шкала установки на социальную желательность
(служебная шкала)
Данная шкала предназначена для измерения готовности
испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения
социальной желательности.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил
Данная шкала предназначена для измерения
предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил,
склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности
реализовать аддиктивное поведение.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и
саморазрушающему поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности
реализовать различные формы аутоагрессивного поведения, ценности собственной
жизни. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими
свойствами, измеряемыми шкалой № 3.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию
Данная шкала предназначена для измерения готовности
испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
Данная шкала предназначена для измерения склонности
испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание!
Эта шкала имеет обратный характер).
7. Шкала склонности к делинквентному поведению
Название шкалы носит условный характер, так как шкала
сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с
зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом
жизни и правовыми нормами.
Источники
·
Определение
склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.,
Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного
поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С.
Развивающее
занятие в среднем звене.
"Конфликт
–что это?"
Цель – сформировать представления о конфликте, как
закое природы, выработать навыки безконфликтного поведения.
Ход
мероприятия.
1. Формирование команд.
2 открытки разрезаются на 10 частей каждая, части перемешиваются, дети
разбирают части, складывают мозаику из кусочков. Кто собрал одну открытку, оказываются в одной
команде.
2. Разминка. "Групповой рассказ".
Цель – скоординировать работу в командах.
Слово первой команде. Представитель первой команды
произносит первую фразу, например, "стоял солнечный день". Второй
игрок этой команды повторяет сказанное и добавляет еще одну фразу. Например,
"стоял солнечный день, лето было в разгаре". И так далее, пока
рассказ не будет закончен словами последнего игрока.
Рассказ должен быть интригующим, остроумным, с
фабулой. Слово второй команде. Мастер оценивает работу и называет победителя.
3. Игра- диспут "Конфликт – это плохо или
хорошо?"
-
В каждой команде распределяются роли – капитан, гармонизатор,
хронометрист, оппонент, режиссер, визуализатор, докладчик.
-
Ведущий устно уточняет обязанности и модели поведения каждого.
-
Командам предлагаются задания. "Конфликт не только норма жизни, но
и условия прогресса в общении, науке, искусстве", "Конфликт
недопустим, это зло".
-
10 минут отводится на подготовку команд, 5 минут на представление
наработок (устных, рисунков, пантомим).
-
выступление оппонентов, критикующих точку зрения противоположной команды
Вывод
помогает прийти к выводу, что конфликт – условие развития жизни, но пути
разрешения конфликтов могут быть разумными и неразумными.
4. Тест
Томаса «Способы поведения в конфликте»
5. Рефлексия.
1) Что нового вы узнали во
время игры?
2) Легко ли было преодолеть
сложившиеся стереотипы?
3) Кто в команде принес
наибольшую пользу?
4) Сложно ли было принять
мнение противоположной команды, что вам мешало?
Портрет одаренного ребенка
(для родителей и учителей)
1. Проявляет любопытство ко
многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей,
решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое
мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным
действиям.
5. Обладает богатой
фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества,
предметов.
6. Обладает хорошо развитым
чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим
смешными.
7. Чувствителен к красоте,
внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не
приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен,
не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к
самовыражению, творческому использованию предметов.
Выявление отношения юношей и девушек к жизни в семье
(Т.Шрайбер)
Шкалы: коэффициент отношения к жизни в своей семье
Тестируем: Межличностные отношения
Возраст: Подростковый
Тип теста: Вербальный
Вопросов: 8
Назначение теста. Методика
предназначена для диагностики отношения юношей и девушек к жизни в своей семье.
Инструкция к тесту:
«Внимательно
прочитайте каждое из высказываний и отметьте свое отношение к нему, поставив
знак «+» в одной из колонок:
·
«полностью согласен»,
·
«согласен»,
·
«не знаю»,
·
«не согласен»,
·
«совершенно не согласен».
Тестовый
материал
1. Охотнее
всего я уехал бы из дома.
2. Если
семья не выполняет моих желаний, я скандалю.
3. В
моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с
друзьями, которые меня понимают.
4. Для
семьи я делаю только то, что мне поручают.
5. Если
в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению.
6. Я
использую малейшую возможность, чтобы доставить радость своей семье.
7. Я
стараюсь понять родителей, братьев и сестер даже тогда, когда не считаю
правильным то, что они от меня требуют.
8. Если
я чем-нибудь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями,
сестрами и прошу у них совета.
Обработка результатов теста
Вес
суждений
Оценочные
суждения
|
Вопросы №5-8
|
Вопросы №1-4
|
Полностью согласен
|
5
|
1
|
Согласен
|
4
|
2
|
Не знаю
|
3
|
3
|
Не согласен
|
2
|
4
|
Совершенно не согласен
|
1
|
5
|
Вес высказываний
№ высказывания
|
Вес высказывания
|
1
|
1,1
|
2
|
1,95
|
3
|
3
|
4
|
4
|
5
|
6
|
6
|
7
|
7
|
8
|
8
|
8,95
|
Подсчет
производится с использованием таблиц: «Веса суждений» и «Веса высказываний».
Для этого необходимо последовательно перемножить эти показатели по каждому из
высказываний респондента, а потом суммировать результаты произведений.
Далее необходимо
расчитать Коэффициент отношения к жизни в своей семье:
К = [(Сумма произведений -
40) / 140 ] * 100%.
Интерпретация результатов теста
Объектом
пристального педагогического внимания должны стать семьи, в которых дети
показали низкие оценки Отношения к жизни в своей семье. В этих случаях величина
коэффициента менее 40%.
|