Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)
сокращенный вариант
Возраст: Подростковый
Тип теста: Вербальный
Вопросов: 98/сокращенный вариант – 50 вопросов.
Назначение теста:
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Методика содержит мужской и женский вариант.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Описание шкал и их интерпретация
1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил
Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения, ценности собственной жизни. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).
7. Шкала склонности к делинквентному поведению
Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
Источники
· Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С.
Развивающее занятие в среднем звене.
"Конфликт –что это?"
Цель – сформировать представления о конфликте, как закое природы, выработать навыки безконфликтного поведения.
Ход мероприятия.
1. Формирование команд. 2 открытки разрезаются на 10 частей каждая, части перемешиваются, дети разбирают части, складывают мозаику из кусочков. Кто собрал одну открытку, оказываются в одной команде.
2. Разминка. "Групповой рассказ".
Цель – скоординировать работу в командах.
Слово первой команде. Представитель первой команды произносит первую фразу, например, "стоял солнечный день". Второй игрок этой команды повторяет сказанное и добавляет еще одну фразу. Например, "стоял солнечный день, лето было в разгаре". И так далее, пока рассказ не будет закончен словами последнего игрока.
Рассказ должен быть интригующим, остроумным, с фабулой. Слово второй команде. Мастер оценивает работу и называет победителя.
3. Игра- диспут "Конфликт – это плохо или хорошо?"
- В каждой команде распределяются роли – капитан, гармонизатор, хронометрист, оппонент, режиссер, визуализатор, докладчик.
- Ведущий устно уточняет обязанности и модели поведения каждого.
- Командам предлагаются задания. "Конфликт не только норма жизни, но и условия прогресса в общении, науке, искусстве", "Конфликт недопустим, это зло".
- 10 минут отводится на подготовку команд, 5 минут на представление наработок (устных, рисунков, пантомим).
- выступление оппонентов, критикующих точку зрения противоположной команды
Вывод помогает прийти к выводу, что конфликт – условие развития жизни, но пути разрешения конфликтов могут быть разумными и неразумными.
4. Тест Томаса «Способы поведения в конфликте»
5. Рефлексия.
1) Что нового вы узнали во время игры?
2) Легко ли было преодолеть сложившиеся стереотипы?
3) Кто в команде принес наибольшую пользу?
4) Сложно ли было принять мнение противоположной команды, что вам мешало?
Портрет одаренного ребенка
(для родителей и учителей)
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Выявление отношения юношей и девушек к жизни в семье (Т.Шрайбер)
Шкалы: коэффициент отношения к жизни в своей семье
Тестируем: Межличностные отношения
Возраст: Подростковый
Тип теста: Вербальный
Вопросов: 8
Назначение теста. Методика предназначена для диагностики отношения юношей и девушек к жизни в своей семье.
Инструкция к тесту:
«Внимательно прочитайте каждое из высказываний и отметьте свое отношение к нему, поставив знак «+» в одной из колонок:
· «полностью согласен»,
· «согласен»,
· «не знаю»,
· «не согласен»,
· «совершенно не согласен».
Тестовый материал
1. Охотнее всего я уехал бы из дома.
2. Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю.
3. В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают.
4. Для семьи я делаю только то, что мне поручают.
5. Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению.
6. Я использую малейшую возможность, чтобы доставить радость своей семье.
7. Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют.
8. Если я чем-нибудь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями, сестрами и прошу у них совета.
Обработка результатов теста
Вес суждений
Оценочные суждения |
Вопросы №5-8 |
Вопросы №1-4 |
Полностью согласен |
5 |
1 |
Согласен |
4 |
2 |
Не знаю |
3 |
3 |
Не согласен |
2 |
4 |
Совершенно не согласен |
1 |
5 |
Вес высказываний
№ высказывания |
Вес высказывания |
1 |
1,1 |
2 |
1,95 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8,95 |
Подсчет производится с использованием таблиц: «Веса суждений» и «Веса высказываний». Для этого необходимо последовательно перемножить эти показатели по каждому из высказываний респондента, а потом суммировать результаты произведений.
Далее необходимо расчитать Коэффициент отношения к жизни в своей семье:
К = [(Сумма произведений - 40) / 140 ] * 100%.
Интерпретация результатов теста
Объектом пристального педагогического внимания должны стать семьи, в которых дети показали низкие оценки Отношения к жизни в своей семье. В этих случаях величина коэффициента менее 40%.