Сайт педагога-психолога Даниловой Елены Викторовны
Пятница, 29.03.2024, 18:06
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский отдел образования
  • НПК "Образование: вчера, сегодня, завтра"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Работа с новыми учителями

    Трудности адаптации (консультация молодых специалистов)

    Первым этапом адаптации молодого специалиста является знакомство с коллективом. Учитель идет в школу, которая должна стать не только местом его работы, но и вторым домом. Здесь он должен найти свой уголок среди уже установленных и закрепленных контактов. Отношения внутри учительского коллектива является тем фактором, который влияет на молодого сотрудника в первую очередь.

    Как его воспримет коллектив? Позволит полностью интегрироваться? Признает своим, пусть и не сразу? Подобные вопросы волнуют каждого. Именно на этапе знакомства со средой появляются первые трудности, которые надо правильно преодолевать. Если коллектив встретил нового человека не с широкими улыбками и распростертыми объятиями, то это вовсе не означает, что ему не рады.

    Ведь большая радость может свидетельствовать о неискренности. Коллеги еще не знают педагога, поэтому просто выжидают. Влиться в коллектив не так уж трудно, надо просто быть собой. Не уподобляться полностью, не приспосабливаться к тому, что тебе не нравится, а показывать себя настоящего, уважая при этом уже закрепленные правила.

    Для установления равновесия между средой и индивидом нужно желание обеих сторон. Нельзя кого-то приспособить к себе в одностороннем порядке, надо идти на уступки и самому. Это уже совет для старших учителей, которые умеют не только учить детей, но и помогать утверждаться в качестве воспитателя коллеге, который только начинает работать. Опытные педагоги, должны всячески помогать молодому специалисту, могут занимать нейтральную позицию. Они только ждут и наблюдают за тем, как подаст себя новый сотрудник. Безэмоциональное восприятие своей работы молодой учитель воспринимает обычно негативно, ведь он не уверен в себе. Новичку не хватает реального опыта, который имеют коллеги и который позволяет им лучше оценивать процесс обучения. Он хочет реакции. Не обязательно похвалы, подойдет и критика, только она должна быть конструктивной. Советы и наставления также нужны молодому педагогу. В то же время слишком большой контроль, четкие рамки, которые определяют другие, не дают возможности полностью раскрыться, показать все таланты.

    Обучая коллег, старшие педагоги должны помнить, что сами могут многое почерпнуть у новичков. Энтузиазм, непосредственность, очарование молодости, свежесть мысли - эти качества, присущие молодому учителю, делают его интересным для школы. Не надо забывать, что новые веяния полезны, и загонять молодого учителя в сложившиеся годами стереотипы преподавания не имеет смысла. Главная задача учителя - воспитывать, а не слепо выполнять программу того или иного курса.

    Знакомство с учениками, которых будет учить, - второй этап адаптации учителя. Сколько бы раз педагог не перечитывал «должностную инструкцию молодого учителя», он не узнает всех своих настоящих функций и обязанностей. Не формальных, а реальных. Инструкция советует, что делать, но не отвечает на вопрос: как именно? Она рассматривает детей в целом, а учитель должен видеть в каждом ученике личность, стремящуюся тем или иным способом показать себя. Уметь подобрать слова - вот главное в работе учителя с учеником.

    Заходить первый раз в класс страшно, потому что кажется, что без опыта ты еще никто, что дети не воспримут тебя серьезно, не захотят сотрудничать. Обо всех этих беспокойствах надо забыть и сказать себе: «Это твой класс, твои дети, которых ты должен чему-то научить». Для каждого ребенка можно найти подход, если хорошо поискать. Не надо бояться учеников, не надо их пугать, нужно находить точки соприкосновения.

    Важно, чтобы молодой специалист четко определил границу с первых дней. Показал, кто есть кто в классе и какие у кого права. Вместе с тем надо оставлять ученикам определенный диапазон свободы, но каким он будет, определяет сам учитель. Это зависит от того, в какой атмосфере ему комфортно работать и какой стиль преподавания он выберет. Педагог должен приходить на урок с желанием не просто изложить материал, а научить учащихся. Учитель может многое почерпнуть у своих детей, надо только внимательно слушать их. Даже глупые реплики имеют свой подтекст. Ученики показывают свое отношение к учителю и уроков разными способами. Для того чтобы понимать их, надо наблюдать и изучать. Боясь шума в классе, учитель забывает о том, что идеальная тишина может быть знаком невнимания.

    Литература:

    1.Авдеева М.И. Я – учитель.

    2. Тихонов Д.М. Помощь молодому педагогу.

    Советы молодым специалистам

    1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм).

    2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже).

    3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям.

    «Рядовые необученные» не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.

    4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли.

    5. Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т. п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые – это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети – родителей.

    6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.

    7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми – все первое.

    8. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете – они вас невзлюбят; если наоборот – сначала прижмете, а потом отпустите – они вам будут благодарны.

    9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.

    10. Не торчите на глазах у детей без дела.

    11. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.

    12. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «В сомнении – воздерживайся».

    13. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»

    14. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.

    15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ.

    16. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.

    17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя».

    18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать – ваша главная обязанность.

    19. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

    А теперь две самые последние цитаты.

    «Учитель – будь человеком!» (П. П. Блонский).

    «Не пищать!» (А. С. Макаренко). 

    Источник: Вадим Слуцкий turinsk-school. 

     

     

     

     

     

             
             
       
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024