Анкета для оценки уровня школьной
мотивации Н. Лускановой
1.Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
2.Утром, когда ты
просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется
остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что
завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут
остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас
отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не
задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе
остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о
школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя
был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9.У тебя в классе много
друзей?
мало
много
нет друзей
10.Тебе нравятся твои
одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Ключ:
Количество баллов, которые
можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты
.№ вопроса
оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0
3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Первый уровень.
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть
познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые
школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны
и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В
рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока,
учебный материал и т.п.
Второй уровень.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют
большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной
деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные
ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких
требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей
внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно
благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться
с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый
портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в
меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную
тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу
неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются
посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной
деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках
на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они
связаны со школой.
Пятый уровень.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают
серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью,
испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с
учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в
которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся
домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться
выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных
школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как
правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные
пристрастия ребенка. |