Дети в замещающих семьях. Особенности
взаимодействия.
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими
другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства)
отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него
автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих
новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и
сформироваться в зрелую личность.
Поэтому
важно выстроить систему качественной социальной, психолого - педагогической
помощи и поддержки детей-сирот. Это особенно важно, если ребёнок сирота, опекаемый ребёнок учится в
школе.
Несмотря
на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее
время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы
с ними. В этой связи особую актуальность приобретает деятельность
социально-психологических служб ОУ в
социализации детей-сирот, их адаптации к жизни в обществе.
Очень полезными
оказались совместные семинары по профилактике сиротства и защиты семьи детей с
специалистами по опеке и попечительству, обмен опытом работы специалистов
Мустаевского детского
приюта «Берёзка» и социальных педагогов ОУ. В ходе работы выявились проблемы. Среди них – недостаточная прочность связи между
ребенком и замещающими родителями. В обычных семьях мощный положительный ресурс
при возникновении проблем – то, что родители хорошо знают своего ребенка, у них
большой опыт совместной жизни, в том числе и опыт благополучного преодоления
конфликтов. Кроме того, родного ребенка никуда не денешь. В кризисных ситуациях
в замещающей (социальной) семье первое, о чем думает ребенок, – «Я им
неродной». А первая мысль замещающих родителей – «Это наследственность».
Специалисты знают, что наследственность детей из неблагополучных семей, в
первую очередь, не генетическая, а социальная: поведенческие модели и жестокое
обращение, последствия которых обычно преодолеваются благодаря жизни в
нормальной среде и помощи специалистов. Большинство замещающих родителей любят
воспитанников и болеют душой за своих приемных детей не меньше, чем за родных
(кровных). Более того, проблемы детско-родительских отношений в замещающих
семьях обычно точно такие же, что и в родных: возрастные кризисы у детей,
нежелание учиться, воровство, ревность между детьми в семье и т. д. И, тем не
менее, борьба со стереотипами – и у детей, и у взрослых – также часть
психологической работы. В особо сложных ситуациях проводятся совместные беседы
для взрослых и ребенка с целью разрешения конфликтов.
В
некоторых замещающих семьях мы
наблюдаем положительную динамику развития
детей. Ребенок, попадая в замещающую профессиональную семью, строит
отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со
всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными процессами.
.Ребенку необходимо адаптироваться к семье
(в противном случае он будет отвергнут). В процессе
адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям
системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений и должна
быть готовой к возможным внутрисемейным изменениям.
Семьи
обладают определенными психологическими условиями, которые могут как
способствовать адаптации ребенка, так и нет.
Можно выделить следующие этапы развития
семейной системы в течение первого года после приема:
1) "ориентировка " (взаимное
изучение - два мес.);
2) "напряжение "
(преобладание эмоционального дискомфорта - от трех до восьми мес.);
3) "отвержение "
(преобладание негативного отношения к приемным детям – восемь - десять
мес.) или первый кризис "системной перестройки ".
В следующие два, три года после приема
можно выделить такие этапы:
1) "штиль " (осознание
взаимной связи или причастности
2) "депрессия " (постепенное
осознание проблем, связанных с приемом ) или второй кризис системной
перестройки;
3) "принятие проблем "
(принятие новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой
семейной системы).
Одна из наиболее частых проблем, с
которыми приходилось сталкиваться в
консультативной работе, - жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях с
детьми. Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на 4 группы:
1.
Отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они живут, чем
интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей
родительской ненужности.
2.
Неуважительное, резкое отношение детей к родителям, постоянные ссоры и
конфликты по пустякам.
3. Тревога
за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки
зрения родителей.
4.
Проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей.
За страхами и переживаниями родителя,
за жалобами кроется опекающая позиция родителя по отношению к ребенку,
стремление руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных
потребностей ребенка В этом случае особенности поведения ребенка, лежащие в
основе жалоб невнимательность, резкость, скрытность, есть способы борьбы за собственную независимость, попытки
избежать гиперопеки.
Литература:
1.
Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери.
2.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы.
3.
Ослон В.Н. Приемная семья - кризисы первого года.