Сайт педагога-психолога Даниловой Елены Викторовны
Суббота, 20.04.2024, 12:10
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский отдел образования
  • НПК "Образование: вчера, сегодня, завтра"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Работа с замещяющими родителями

    Дети в замещающих семьях. Особенности взаимодействия.

       Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность.

    Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психолого - педагогической помощи и поддержки детей-сирот. Это особенно важно, если  ребёнок сирота, опекаемый ребёнок учится в школе.

    Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает деятельность социально-психологических служб ОУ в  социализации детей-сирот, их адаптации к жизни в обществе. Очень полезными оказались совместные семинары по профилактике сиротства и защиты семьи детей с специалистами по опеке и попечительству, обмен опытом работы специалистов Мустаевского детского приюта «Берёзка» и социальных педагогов ОУ. В ходе работы выявились проблемы. Среди них  – недостаточная прочность связи между ребенком и замещающими родителями. В обычных семьях мощный положительный ресурс при возникновении проблем – то, что родители хорошо знают своего ребенка, у них большой опыт совместной жизни, в том числе и опыт благополучного преодоления конфликтов. Кроме того, родного ребенка никуда не денешь. В кризисных ситуациях в замещающей (социальной) семье первое, о чем думает ребенок, – «Я им неродной». А первая мысль замещающих родителей – «Это наследственность». Специалисты знают, что наследственность детей из неблагополучных семей, в первую очередь, не генетическая, а социальная: поведенческие модели и жестокое обращение, последствия которых обычно преодолеваются благодаря жизни в нормальной среде и помощи специалистов. Большинство замещающих родителей любят воспитанников и болеют душой за своих приемных детей не меньше, чем за родных (кровных). Более того, проблемы детско-родительских отношений в замещающих семьях обычно точно такие же, что и в родных: возрастные кризисы у детей, нежелание учиться, воровство, ревность между детьми в семье и т. д. И, тем не менее, борьба со стереотипами – и у детей, и у взрослых – также часть психологической работы. В особо сложных ситуациях проводятся совместные беседы для взрослых и ребенка с целью разрешения конфликтов.

    В  некоторых замещающих семьях  мы наблюдаем положительную динамику развития детей. Ребенок, попадая в замещающую профессиональную семью, строит отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, т.е. имеет дело уже с системными процессами.

    .Ребенку необходимо адаптироваться к  семье (в противном случае он будет отвергнут). В процессе адаптации семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и она в свою очередь не в состоянии избежать изменений и должна быть готовой к возможным внутрисемейным изменениям.

    Семьи обладают определенными психологическими условиями, которые могут как способствовать адаптации ребенка, так и нет.

    Можно выделить следующие этапы развития семейной системы в течение первого года после приема:

    1) "ориентировка " (взаимное изучение - два мес.);

    2) "напряжение " (преобладание эмоционального дискомфорта - от трех до восьми мес.);

    3) "отвержение " (преобладание негативного отношения к приемным детям – восемь - десять мес.) или первый кризис "системной перестройки ".

    В следующие два, три года после приема можно выделить такие этапы:

    1) "штиль " (осознание взаимной связи или причастности

    2) "депрессия " (постепенное осознание проблем, связанных с приемом ) или второй кризис системной перестройки;

    3) "принятие проблем " (принятие новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой семейной системы).

    Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходилось сталкиваться  в консультативной работе, - жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях с детьми. Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на 4 группы:

    1.   Отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности.

    2.  Неуважительное, резкое отношение детей к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам.

    3.  Тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей.

    4.   Проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей.

    За страхами и переживаниями родителя, за жалобами кроется опекающая позиция родителя по отношению к ребенку, стремление руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных потребностей ребенка В этом случае особенности поведения ребенка, лежащие в основе жалоб невнимательность, резкость, скрытность, есть способы борьбы за собственную независимость, попытки избежать гиперопеки.

    Литература:

    1. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери.

    2. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.

    3. Ослон В.Н. Приемная семья - кризисы первого года.


    Рекомендации по сопровождению замещающих семей

    1.Оказывать поддержку семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни.

    2. Своевременно определять и разрабатывать развивающие программы по профилактике внутрисемейных и личностных трудностей замещающих родителей и детей сирот.

    3.Организовать и эффективно использовать в работе по сопровождению замещающих семей консультативную деятельность.

    4. В целях профилактики конфликтных ситуаций и знакомства с индивидуальными возрастными особенностями детей сирот провести с замещающими родителями и педагогами ОУ просветительские мероприятия по профилактике возможных трудностей и проблем.

     

    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024