Сайт педагога-психолога Даниловой Елены Викторовны
Четверг, 25.04.2024, 19:55
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт моей школы
  • Новосергиевский отдел образования
  • НПК "Образование: вчера, сегодня, завтра"
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Работа с учителями

    Оценка профессиональной направленности личности учителя

    Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой - все они необходимы.

    В предлагаемом опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов.

    Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов. Прочитав утверждение и выберите один из вариантов ответа:

    а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

    б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

    1.      Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

    2.      Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

    3.      Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

    4.      Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

    5.      Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

    6.      Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.

    7.      Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

    8.      Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.

    9.      Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

    10.  Я всегда внимательно слежу за тем как я одет.

    11.  Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

    12.  Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

    13.  Большинство моих друзей - люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

    14.  Я подолгу анализирую свое поведение.

    15.  Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

    16.  В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

    17.  Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

    18.  Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

    19.  Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

    20.  Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

    21.  Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

    22.  Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

    23.  Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

    24.  Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

    25.  Я всегда охотно признаю свои ошибки.

    26.  Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве.

    27.  Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

    28.  В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

    29.  Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

    30.  У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

    31.  Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

    32.  Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

    33.  Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.

    34.  Окружающие считают мою семью интеллигентной.

    35.  Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

    36.  Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

    37.  Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.

    38.  Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету.

    39.  Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

    40.  Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

    41.  Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

    42.  Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

    43.  Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

    44.  Моя любезность часто не нравится другим людям.

    45.  Были случаи, когда я завидовал удаче других.

    46.  Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

    47.  Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

    48.  Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.

    49.  Я проявляю активное участие к судьбе других.

    50.  Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

    Обработка результатов

    Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двух балльной шкале:
    ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;
    ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

    Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

    Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

    Ключ

    Общительность - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

    Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а

    Направленность на предмет - 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

    Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а

    Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а

    Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным - если количество баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

    Структуру личности типа "Организатор" составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.

    Для "Предметника" характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа "предметник-организатор", сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от "предметника" будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от "чистого Организатора", основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

    Структуру личности типа "Коммуникатор" составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами.

    Тип "Интеллигент" характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что встречается промежуточный тип, условно "интеллигент-оптимист", обладающий выраженными качествами обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, "предметник-коммуникатор", "предметник-просветитель". В то же время вероятность появления "интеллигента-организатора" очень мала, хотя теоретически сочетание и этих типов возможно.

    Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

    Так, учитель-"коммуникатор" отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом "бытовом" поведении ученика.

    Для учителя-"предметника", рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

    Учитель-"организатор", нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

    Учитель-"интеллигент", или "просветитель", отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

    Рекомендации по наблюдению за ходом урока.

    При наблюдении за опросом школьников можно обратить внимание на такие моменты:

    1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
    2. оценка рациональности избранной формы опроса,
    3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
    4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
    5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
    6. удалось ли ее реализовать в полной мере,
    7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
    8. активное участие в нем всех учеников,
    9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
    10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
    11. как обращалось внимание на усвоение главного,
    12. на логичность плана ответа,
    13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

    При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

    1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
    2. доступность изложения учебного материала,
    3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
    4. оптимальным ли был темп изучения нового,
    5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

    При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что

    1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
    2. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
    3. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
    4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения

    При сообщении домашнего задания обратить внимание

    1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
    2. прокомментировано ли домашнее задание,
    3. требования к оформлению,
    4. дифференцировано ли домашнее задание.

    В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.


     

    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024